germanpinschers@mail.ru 89038363459

Искусство жить вместе

В совместной жизни с собакой мы постоянно ее чему-нибудь обучаем. Но многие люди не всегда понимают суть своего обучения и это приводит к разочарованию в общении с собакой. Человеку, как и собаке, нужно подкрепление его действий, хоть и не прямым поощрением, но всегда уверенностью, что у него получилось, что он добился, смог объяснить и его поняли. Вот только разговариваем мы с собакой на разных языках и отсюда все разногласия. Человек является, по определению, для собаки вожаком в силу того, что это собака была маленьким несмышленым щенком и это она пришла в наш дом для совместной жизни, а не человек к ней. Но взяв собаку в свой дом и неся такой высокий статус, как вожак, человек просто обязан ему отвечать. А значит быть умнее, рассудительнее и грамотно направлять действия собаки в нужное русло счастливой совместной жизни. Чтобы правильно обучать, нужно понимать смысл обучения, иметь холодную голову и горячее любящее сердце. Для грамотного обучения собаки есть несколько форм. Я пользуюсь всеми этими формами иногда попеременно, иногда последовательно сменяя одну другой, а иногда совместно всеми в зависимости от обстоятельств или от самой собаки. Все мои собаки меня прекрасно понимают, радостно выполняют мои требования и готовы общаться и работать со мной дни и ночи напролет. Я очень хочу, чтобы и у вас были подобные тандемы человек-собака, чтобы радость бытия шла с вами рука об руку.
1. ИМПРИТИНГ. Это особая форма обучения в поздний эмбриональный и ранний послеродовой период жизни щенка. Это стадия запечатления собакой принадлежности своему виду, стадия развития унаследованных инстинктов. После того как сука родила, она вылизывает свои половые органы, щенков и свой живот. Тем самым она наносит родовую жидкость на мордочку щенка и на соски. С первых часов жизни у щенка хорошо развито обоняние и с помощью этого запаха щенок находит сосок матери и получает пищу. Кроме того доказано, что в слюне матери и в родовой жидкости содержаться одинаковые ферменты и феромоны, поэтому мать в течение всего периода кормления постоянно вылизывает свои соски, поддерживая тем самым связь между собой и щенком. Вылизывание животика щенка матерью помогает ему удовлетворить инстинктивную потребность в мочеиспускании и дефекации. Кроме того массаж живота щенка языком развивает внутренние органы и обучает щенка делать это самостоятельно. Мать-собака поедая экскременты щенка также получает ферменты, которые способствуют выделению молока. В более позднем возрасте щенка, когда он начинает есть другую пищу, мать уже не так активно поедает экскременты, получает меньше ферментов и постепенно молоко у самки пропадает. Когда щенок находится в животе матери, то он уже слышит все звуки внешнего мира и таким образом происходит запечатление звукоспецифической сигнализации. Когда у щенка открываются глаза, он связывает эти звуковые сигналы с видоспецифическими объектами. Этим объясняется следование щенка за матерью и за человеком. Для проявления поведенческой реакции привязанности к человеку очень важно, чтобы в период импритинга около щенка с раннего возраста присутствовали люди. Для щенка и его правильного развития важно, чтобы человек имел с ним тесный контакт, трогал руками, разговаривал, улыбался. Не менее важно для развития щенка и стиль отношений владельца и его собаки. Все черты поведения матери к человеку щенок мгновенно запечатлевает в памяти. Щенок развивается и ориентировочно-исследовательская реакция, связанная с положительными и отрицательными факторами окружающей среды, воздействующими на щенка в первые дни жизни, так же оставляет свой отпечаток на его последующем поведении. Чтобы у щенка в будущем проявлялась активно-оборонительное поведение, необходимо чтобы развитие и рост щенка проходил в спокойной обстановке, в условиях доброжелательности всех членов стаи (люди-собаки) друг к другу. Отрицательные, неприятные или болевые воздействия на щенка, а также атмосфера криков, скандалов, злобы друг к другу, драк среди людей или собак приведет к выраженной пассивно-оборонительной реакции поведения щенка в будущем по достижению им зрелого возраста. Такие отрицательные воздействия могут никак не сказаться в ближайшее время на поведении щенка, но вызвать нежелательные отдаленные последствия, существенно замедляющие обучение собаки. К маленьким щенкам нельзя подходить и брать на руки, даже тогда, когда человек чувствует в себе напряжение, чем-то расстроен или сильно взволнован. Щенок, как губка считывает и впитывает в себя ваши эмоциональные переживания.
У собаки, в силу ее небольшого жизненного века, все системы организма работают быстрее, в отличии от человека. Сердце бъется чаще, температура выше, обмен веществ быстрее. Нервная система, в связи с этим, тоньше. Реакции нервных процессов в организме собаки происходят намного скоротечнее и быстро передают полученную информацию из кратковременной памяти в долговременную. Этим и объясняется быстрая способность собаки обучаться и применять прошлый опыт в настоящем. За первый год своей жизни, собака получает опыт, кратный 20 годам человека. Равный человеческому по ощущениям и приспособительному значению к жизни, если у человека отделить специальные и часто не нужные знания, полученные в образовательных учреждениях школы, института и т.д., несущие информацию, направленную на зарабатывание денег.

2. ОПЕРАНТНАЯ ФОРМА. Это активное взаимодействие владельца и собаки, где оба являются участниками процесса обучения. Необходимым условием такого обучения является наличие доминирующей мотивации – пищевой или игровой. В ответ на звуковое воздействие (команду) владельца, собака мотивированная на получение желаемого, предлагает несколько способов поведения из которых владелец последовательно отбирает нужное и поощряет его. Навык сначала санкционируется определенной командой, как бы разрешает реализацию того или иного поведения, направленного на достижение цели. Пути достижения цели могут быть разными, а значит и варианты поведения, с помощью которых нужный результат может быть достигнут, тоже могут быть разными. От собаки требуется принятие самостоятельных сложных альтернативных решений. Собака выполняет работу целенаправленно, предлагая в ответ на действия владельца встречные способы выполнения. Одну и ту же поставленную задачу, собака может решить качественно различными способами, методом проб и ошибок или посредством логики, используя свою способность к элементарно-рассудочной деятельности. Например, вы взяли в руку мяч и подали команду «сидеть!», собака смотивированная на игру будет, в ответ на ваши действия, проявлять разное поведение – прыгать, лаять, бегать вокруг вас, припадать на передние лапы, но в конце концов она сядет. Случайно сядет. И вот здесь ваша задача вовремя сделать отбор нужного поведения, поощрить собаку словом «хорошо, сидеть», улыбкой, оглаживанием и потом обязательно игрой с мячом. При этом не важно, как именно села собака – близко, далеко от вас, наискось, поджав под себя заднюю ногу, все это пока не важно. Важно то, что она села, то есть нашла правильный вариант. В следующий раз такое поведение будет проявляться все быстрее и быстрее на условный сигнал «сидеть!» Владелец, сформированный с помощью этой формы обучения навык, подводит в дальнейшем под стимульный контроль, очищая его от нежелательных включений постороннего поведения. Например, если при помощи такой формы выработан навык сидеть, но собака при этом садится поджав ногу под себя, то в дальнейшем владелец добивается только ровной посадки и только за чистый навык собака получает желаемое. В процессе обучения собака достигает не только того результата, который удовлетворяет ее биологическую потребность, но у нее появляется и вполне определенное эмоциональное состояние. И это тоже результат! Эмоциональное состояние зависит от запрограммированного собакой результата своих действий. Эмоции и их качество определяются совпадением или рассогласованием между ожидаемым и получаемым результатом в процессе целенаправленного поведения. При совпадение ожидаемого результата с реально достигнутым, возникает положительная эмоция, при не совпадении – отрицательная. Если в результате какого-то поведения (поступка) удовольствие все-таки возможно, то попытки получить его будут повторяться вновь и вновь. И наоборот, если в результате какого-то действия были получены отрицательные эмоции, то собака будет избегать повторения этого действия. Эмоции, это комплексный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно мышечный, и феноменологический аспекты. В приспособительной деятельности организма эмоциям принадлежит роль своеобразного локатора будущего поведения, производя почти моментальную интеграцию всех функций организма. Эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного действия на организм, часто даже раньше, чем совершается само воздействие. Эмоции, это не только импульс структур головного мозга, но они имеют еще и химическую природу, так как импульсные разряды, в итоге реализуются в виде локальных секреций химических веществ и оказывают глобальную роль на здоровье организма в целом. Но по сути, эмоции относятся к внутренней регуляции поведения и проявляются в виде мимики, поз, движений, положения головы и хвоста, голосовых интонаций. Полученные от обучения эмоции, в дальнейшем будут предшествовать поведению собаки, направленному на удовлетворение потребности, побуждать к достижению цели и выражать отношение к самому процессу обучения. Образование навыков возможно только при внутренней настройке собаки на ту или иную деятельность. Для этого необходимо, чтобы возникшая потребность в этот промежуток времени совпадала с конечной целью этой деятельности, то есть мотивом. А в конечном результате совместной работы, сами положительные эмоции стают для собаки мотивацией совместного обучения и работы с владельцем. Особое место среди положительных воздействий на собаку занимает социальное одобрение владельцем действий собаки, то есть своевременная радость, искусственно усиленная, но искренняя, за успехи собаки, выполняет роль эффективного подкрепления. Но! Этот тип подкрепления зависит от того, насколько владелец социально значим для собаки.

3. КОГНИКТИВНАЯ ФОРМА. Это самоконтроль, состоящий из последующих этапов самонаблюдения, самоподкрепления и регулирующих самооценку факторов. Поведенческие правила собаки позволяют систематизировать элементы поведения следующей формулой: когда и в каких обстоятельствах делают то или другое и каковы последствия этого. Формы когниктивного обучения условно подразделяют на правила.
Правило первое: формулирует ценности установки поведения, вызывающее определенные стимулы, которые собака воспринимает по-разному, вызывая положительные или отрицательные эмоции. Например, а) собака сама во время прогулки приносит палку, чтобы с ней поиграли, что вызывает эмоциональное состояние радости от предвкушения события. б) собака не лезет носом к пище на столе, потому что знает, что получит щелчок по носу, который вызовет неприятные ощущения.
Правило второе: связано с воздействием стимула. Например, когда владелец берет в руку мяч, то собака, зная что сейчас с ней будут играть, подбегает и выражает интерес, радость и громким лаем торопит события.
Правило третье: поведенческие оценки. Например, выполняя команды владельца, собака также ожидает от него эмоционального удовольствия ее поведением.
Правило четвертое: связано с эмоционально-аффективным опытом индивидуальной личности собаки. Например, если собака была сбита машиной, то дорогу она будет переходить осторожно.
Правило пятое: связано с воздействием реакции окружающих. Например, собаке очень хочется добежать и выяснить отношения с другой собакой, а владелец это запретил. Собака все-таки может это сделать, несмотря на запрет (никто ее не держит), но не делает, так как знает, что вызовет таким поведением гнев владельца.
Когниктивная форма обучения хорошо видна в методе наталкивания, которая заставляет собаку думать, сопоставлять и самопоощряться положительными эмоциями от правильно принятого собственного решения, выполненного действия. Метод наталкивания побуждает собаку к действию, путем создания вынуждающих условий целым комплексом воздействий. Например, при обучении прыгать через барьер, оставляем собаку за заграждением, которое она не может обойти, но через которое видит наши действия. Отходим от заграждения, командуя «барьер!» и провоцируем игрой с любимой игрушкой. Пометавшись вдоль ограждения, собака перепрыгнет и вот здесь задача владельца своевременно повторить команду «барьер!» и поощрить собаку «хорошо, барьер!» в радостной интонации, лакомством и конечно игрой с мячом.
Когниктивную форму обучения можно использовать и как отрицательное обучение. Например, по команде «сидеть!» собака садиться, а затем через какой-то промежуток времени самостоятельно без команды ложится. Можно применить к такому поведению пресечение в виде не болезненного, но неприятного молчаливого наступания на передние лапы собаки до тех пор, пока она снова не сядет. Когда собака сядет, хвалить «хорошо, сидеть!»
Когниктивная форма обучения — это Инсайт – интеллектуальная способность мгновенно оценивать обстановку и выбирать из предложенного окружающей средой, нужное правильное действие!

3. ИММИТАЦИОННАЯ ФОРМА. Это рефлекс саморазвития, который направлен на освоение условий развития в пространстве и времени и обращен в будущее на обучение потомков. Он самостоятелен и не выводится из других потребностей организма. Собака имеет определенные первичные знания, которые на самом деле были приобретены путем подражания родителям. Щенок изолированный от матери и других щенков в возрасте 2х недель, может никогда не научится лаять, звуки исходящие из его гортани будут напоминать вой или скуление, но не лай. Аналогично кобель, выросший среди сук, может долгое время приседать, вместо того, чтобы поднимать лапу, только потому, что у такого кобеля никогда не было учителя – взрослого кобеля. Способность собаки приобретать вторичные знания нужного поведения через практику, благодаря подражанию другим животным или человеку чрезвычайно важна. Это определяет способность собаки, в первую очередь, приспосабливаться к окружающему миру. Но при этом собака только подражает, а не мыслит по законам логики. Например, мы можем привязать собаку на 10 м веревку, а в 12 м положить кусок мяса. При этом мы можем положить грабли так, что собака будет иметь возможность взять их и притянуть мясо к себе. Но, если мы уйдем надолго, то собака, скорее всего, погибнет от голода, так и не догадавшись логическим рассуждением, что такой вариант действий возможен. А вот если мы при ней несколько раз выполним эти действия или обучим ее выполнять эти действия, то вполне вероятно, что собака их просто повторит и останется жива. Иммитационная форма используется в обучении собаки при выполнении навыков преодоления различных препятствий (барьера, бума, лестницы, горки), охране территории, задержании нарушителя, ползании, подаче голоса, буксировке лыжника и санок, а также формировании поведения знакомства с чужаками, поведения ухаживания за сукой, поведения в большом количестве представителей одного вида (на выставке), поведения отношения к вожаку или к человеку. При имеющейся уже обученной собаке, вторая собака будет быстрее обучаться и таким навыкам, как сидеть, лежать, стоять, рядом, ко мне, аппорт и так далее.
4. ЛАТЕНТНАЯ ФОРМА. Это промежуток времени между сигналом (командой) и проявлением реакции на сигнал. Латентная форма обучения, это ваш выбор реализации своих пристрастий реагирования собаки на выполнение ваших требований. Итак, выбираем 🙂
Совпадающий – обучение собаки строится на подаче сигнала с одновременным применением воздействия. В этом случае проявление навыка в ответ на сигнал будет четким, энергичным, долго сохранятся и не подвергаться распаду и торможению.
Отставленный – обучение собаки строится на подаче сигнала с применением воздействия через 5-30 секунд. В этом случае собака на поданную команду будет проявлять ответные действия через 5-30 секунд. Такая работа собаки есть проявление вялости, медлительности владельца и его очеловечивания собаки в надежде, что она понимает суть команды.
Запаздывающий – обучение собаки строится на многократном повторении сигнала (команды) и применением воздействия в состоянии психологической усталости и раздраженности. В этом случае собака не только плохо реагирует на саму команду, но и утрачивает контакт с владельцем. Собака становится вялой в любой обстановке и стремится избежать общения с владельцем путем убегания к более эмоционально привлекательным людям, собакам, да и просто куда глаза глядят. Такое обучение чаще всего проявляется, когда владелец не доработал навык на поводке, под контролем, но стремится уже работать с собакой без контроля поводком на расстоянии не доступном для мгновенного воздействия.
Следовой – обучение собаки строится на длительно действующем побуждающем сигнале (команде), когда последующие действия собаки имеют сильную возбудительную или тормозную реакцию, нравятся ей и реализуют ее доминантное поведение с постепенной отставкой на длительный период. Например, команда «слушай!» в течении 30-90 минут, в конечном счете, подкрепляется реализацией собаки активно-оборонительного поведения в задержании нарушителя.

5. КЛАССИЧЕСКАЯ ФОРМА. Это связь мышечной деятельности собаки образованная на определенный внешний (условный) сигнал. По команде (сигналу) «сидеть!» собака садится, по команде «стоять!» встает и не двигается, а по команде «рядом!» собака идет у ноги. Для выработки навыков в классической форме необходимы условия.
Первое условие – наличие 2х раздражителей нервной системы собаки. Внешнего сигнала (команды) и внешнего воздействия, вынуждающего собаку выполнить необходимое движение. Задержка воздействия после сигнала должна быть не более 1-2 секунд!
Второе условие – многократное повторение сочетания сигнала и воздействия в нужном режиме нагрузки на нервную систему и нужном режиме времени. Повторение сочетаний сигнала и воздействия выполняется в начале обучения до 5 раз подряд, далее отдых и эмоциональная разгрузка игрой, прогулкой в течении 5-10 минут, снова повторение сочетаний до 5 раз и снова отдых. Чем четче усваивается и нарабатывается навык, тем меньше становится количество повторений с постепенным доведением до одного повторения. Но при этом в общее обучение собаки добавляются другие сочетания сигнал-воздействие.
Третье условие – собака должна быть свободной от другой деятельности и других потребностей. Перед обучением собака должна быть здоровой, хорошо выгулянной и находится в активном состоянии (собака не должна быть вялой или сонливой).
Четвертое условие – сила воздействия на организм собаки должна быть большей по сравнению с силой сигнала. Но при этом сила воздействия, принуждающая собаку выполнить действие, не должна вызывать страх или боль. При подборе силы воздействия, необходимо знать тип ВНД обучаемой собаки.
Пятое условие – ничто постороннее не должно отвлекать собаку от обучения. Занятия должны проводиться на хорошо знакомой собаке территории (например дома) в полном отсутствии любых, даже знакомых собаке, живых существ.
Шестое условие – выработка выдержки на сочетание сигнал-воздействие возможна только после самостоятельного выполнения навыка собакой, уже без применения воздействия. То есть на поданный сигнал вы не успеваете применить воздействие, потому что собака уже выполнила ваше требование. Время выдержки необходимо нарабатывать очень постепенно, начиная с 5 секунд и очень постепенно доводя за несколько дней занятий до 5 минут. При выработке выдержки на определенный сигнал самому быть всегда готовым применить воздействие при нарушении поданной команды. Грамотная выработка выдержки закрепляет навык.
Седьмое условие – усложнения в виде посторонних отвлекающих раздражителей нервной системы собаки можно вводить в обучение только после наработки выдержки до 2-3 минут последовательно на каждый навык. Отвлекающие усложнения должны вводиться очень постепенно, по одному и отрабатываться каждый в данном навыке до его идеального выполнения путем контролирования выполнения и готовности своевременно применить нужное воздействие. То есть смена места обучения, хождение мимо посторонних или знакомых людей, животных, проезжающих мимо машин и прочих раздражителей должны вводится в обучение к каждому навыку постепенно сначала в малых количествах, а потом, в течении нескольких дней, до полного присутствия. Грамотная выработка выдержки и постепенное введение в навык отвлекающих составляющих закрепляет навык, делает его безотказным.

Ольга Христофорова