germanpinschers@mail.ru 89038363459

Золотой ключик

Ох уж эта мотивация! В пень ее колоду 🙂 Разве нельзя просто приказать, ведь это собака, должна и обязана делать то, что хозяин скажет! Ан, нет! Посмотрите на себя. Вы точно делаете то, что скажет ваш начальник? И без всякого поощрения? И даже если к этому душа не лежит? А если делаете, то как при этом себя чувствуете? Вот и собака вас, в принципе, не просила ее усыновлять. И уж тем более не затем она с вами живет, чтобы быть рабом! Это вам, владельцу, нужно чтобы собака была управляемой и радостно выполняла ваши требования! Поэтому, дорогие владельцы, будем разбираться в интересе собаки к труду. И чем более интереса вы ей предоставите, тем быстрее будет она обучаться, тем быстрее наладится ваша счастливая жизнь!
У собаки в процессе жизни постоянно возникают потребности в пище, воде, общении с сородичами, общении с владельцем, новой информации, игре, движениях, продолжении рода, отдыхе. Любая потребность сопровождается эмоциональным переживанием, которая регулируют поведение (двигательную активность) собаки. Любому будущему поведению собаки, направленному на удовлетворение потребности, также предшествуют эмоции, которые выражают отношение собаки к способу удовлетворения потребности. МОТИВАЦИЯ – это то, ради чего собака совершает действия!
Выработка навыков возможна только тогда, когда собака физически и эмоционально настроена на определенную деятельность. Между потребностью и мотивацией можно поставить какое угодно поведение и выработать на этой основе навык. Самая главная задача владельца распознать какая из потребностей в данный момент доминирует и подобрать к этой потребности соответствующую мотивацию. При таком грамотном обучении, у собаки возникают только положительные эмоции, направленные на достижение результата, на их основе она обучается и работает весело и стремится к дальнейшему сотрудничеству с владельцем. У такой собаки очень редко бывают срывы нервной системы.
Реакции поведения выражены у всех собак в разной степени силы. Та реакция, которая у собаки проявляется постоянно в сильной степени на специальные раздражители, называется преобладающей — доминантой. Преобладающая реакция может быть использована в обучении собаки как основная и под нее подбирается специальная мотивация.
Для правильного обучения и подбора воздействий на собаку, необходимо выявить доминирующую реакцию поведения путем тестирования. Тестирование проводят для собак, достигших возраста 8 месяцев и старше. Для тестирования выбирают незнакомый собаке участок местности и трех посторонних людей-помощников. Помощников инструктируют об их действиях, последовательности и порядке проведения методики тестирования по выявлению доминанты. Помощник №1 будет руководителем проведения методики, он подает сигналы к выходу всех участников, наблюдает за собакой и записывает поведенческие реакции. Владелец привязывает к фиксатору собаку в голодном состоянии, обязательно до кормления и уходит в указанное место, чтобы собака его не могла видеть. По сигналу руководителя, через 5-10 минут из укрытия выходит помощник №2 , спокойно подходит к собаке, называет кличку, разговаривает с ней, пытается дать лакомство и снова уходит в укрытие. Как только собака успокоилась, из второго укрытия, находящегося в противоположной стороне от первого, выходит помощник №3 с прутом в руке. Помощник №3 создает шорохи, дразнит собаку, быстро направляется к собаке и имитирует нападение, нанося легкие безболезненные удары прутом по телу (бокам) собаки, а затем бегом скрывается в своем укрытии. Когда собака успокоится, выходит владелец, спокойным движением, молча ставит перед собакой миску с едой (примерно 500 гр, лучше использовать натуральный корм, чтобы собака не могла подавиться) и уходит на прежнее место. Как только собака начинает поедать корм, снова выходит помощник №3 имитирует нападение на собаку, делает попытку отобрать миску с едой. После двух попыток возвращается в укрытие. Владелец подходит к собаке и молча стоит около нее. Помощник №3 снова выходит из укрытия и делает уже в присутствии владельца действия имитирующие нападение на собаку и снова пытается отобрать миску с едой.
СОБАКА С ПРЕОБЛАДАНИЕМ ПИЩЕВОЙ РЕАКЦИИ. При даче лакомства помощником №2 ласкается. На дразнящие действия помощника №3, проявляет злобную реакцию. На пищу, данную владельцем, набрасывается и поедает с жадностью, не обращает внимания на повторный выход помощника №3, а при попытке забрать миску либо защищает ее, либо начинает поедать еще быстрее.
Способ обучения собаки строится в основном на вкусопоощрительном методе. Мотивацией будет являться еда (лакомство), которое применяется и как фактор направляющий поведение собаки, и как фактор подкрепляющий правильные действия собаки. Чем более будет голодной собака, тем более сильной будет мотивация. Навыки, связанные с приемом пищи, приобретённые такой собакой, очень быстро формируются и надолго сохраняются, становятся натуральными.
СОБАКА С ПРЕОБЛАДАНИЕМ АКТИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ. При даче лакомства помощником №2, ведет себя уверенно, лакомство с руки не берет. Хвост держит естественно или поднятым. На дразнящие действия помощника №3, проявляет уверенную злобную реакцию и активные попытки схватить его. Пищу, данную владельцем, поедает спокойно. На выход помощника №3 в момент поедания корма, реагирует немедленно, сразу переключается на него и пытается схватить и вести борьбу. После его ухода, к пище возвращается не сразу, смотрит в сторону укрытия помощника №3.
Такое поведение собаки является самым предпочтительным. Формируется при ровном, спокойном обращении владельца с собакой. Правильным выращиванием и воспитанием щенка, особенно от 2 до 6 месяцев. В этот период у щенка необходимо развивать активность всех двигательных реакций, прививать уверенность в себе, не допускать формирования трусости и пассивности. Такая собака мало подвержена срывам нервной системы, очень вынослива и имеет высокую работоспособность.
Способ обучения собаки строится в основном на механическом методе применения воздействий. Мотивацией будет являться избегание физического воздействия, которое направлено на активный поиск правильного поведения собаки. Навыки вырабатываются быстро и надолго удерживаются, обеспечивая безотказность работы собаки.
В тоже время преобладающая чрезмерно злобная реакция поведения присуща собакам с доминантным поведением, имеющих чрезмерно выраженную активно-оборонительную реакцию, вследствие неправильного воспитания щенка без учета его индивидуальной ВНД (высшая нервная деятельность).
СОБАКА С ПРЕОБЛАДАНИЕМ СМЕШЕННОЙ ПИЩЕВОЙ и АКТИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ. На выход помощника №3 в момент поедания корма, активно набрасывается на него и одновременно стремится поедать корм. После его ухода, сразу возвращается к пище, а после того, как съест корм, смотрит в сторону укрытия помощника №3.
Способ обучения строится на контрастном (вкусопоощрительный + механический) методе воздействий. Мотивацией будут являться попеременное избегание физических воздействий, направленных на поиск нужного поведения собаки и лакомство, подкрепляющее правильные действия собаки. Навыки также вырабатываются легко и быстро, прочно удерживаются.
СОБАКА С ПРЕОБЛАДАНИЕМ ПАССИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ. В новой обстановке ведет себя неуверенно, постоянно оглядывается по сторонам. Хвост опущен, иногда загнут к животу. При появлении помощника №2, пытается уйти или ведет себя подобострастно, виляет хвостом, уши прижаты к голове, в глаза помощнику не смотрит. На дразнящие действия помощника №3, отбегает в противоположную сторону или заливается лаем с подвыванием. Пищу, данную владельцем, поедает урывками или вовсе отказывается от корма.
Формируется при грубом отношении, с частыми физическими наказаниями при воспитании и выращивании щенка от 2 до 6 месяцев, а также при жестоком обращении с собакой во время дрессировки и тренировки. Применение сильных, болевых воздействий вырабатывает у собаки вялость поведения, боязливость и пассивность. А при длительном применении таких воздействий собака становится безынициативной, робкой и трусливой. Собака с пассивно-оборонительной реакцией малоподвижна, боится сильных или резких раздражителей, уклоняется от рук, независимо от намерений человека, часто возникает склонность убегать и прятаться.
Способ обучения собаки строится в основном на подражательном методе, методе наталкивания и вкусопоощрительном методе применения воздействий. То есть, только мягкие направляющие воздействия, без причинения неприятных или болевых ощущений, могут позволить такой собаке усваивать новую информацию и обучаться. Мотивацией будут являться положительные эмоции владельца от выполнения собакой необходимых действий и лакомство, подкрепляющее правильные действия собаки. Навыки вырабатываются очень медленно за счет блокировки центров передачи информации постоянным внутренним страхом и зажатостью физической активности. Выработанные с большим трудом навыки плохо удерживаются, не устойчивы. Такая собака имеет низкую работоспособность. Нервная система, все время находясь в напряжение, подвержена частым срывам. Физически собака больше других подвержена различным заболеваниям.
Если пассивная реакция поведения переходит в явную боязливость и трусость (при выходе помощника №3 собака в панике рвется с привязи, чтобы убежать или прижимается к земле), то такая собака подлежит служебной выбраковке. В домашней совместной жизни владельца с поведением такой собакой ждет много сложностей — невозможность полноценно общаться, выгуливать без поводка, посещать различные мероприятия.
СОБАКА С ПРЕОБЛАДАНИЕМ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ РЕАКЦИИ. На новой местности обнюхивает землю, предметы, оглядывается по сторонам, прислушивается к звукам. При приближении помощника №2, тянется вперед, принюхивается, предложенное лакомство ест не сразу. На дразнящие действия помощника №3, активно-оборонительной реакции не проявляет, равно как не проявляет неуверенности и трусости.
Ориентировочная реакция поведения обычно предшествует другим реакциям, которые ее быстро сменяют. Проявляется в виде ориентировочно-установочного рефлекса «Что такое?», но впоследствии эта реакция поведения должна замещаться тем или иным действием. Но при преобладании ориентировочной реакции, она протекает застойно проявленными исследовательскими рефлексами долгого обнюхивания, прислушивания, облизывания и т.д., с отключением других реакций поведения, то есть доминирует над другими.
Способ обучения такой собаки строится в основном на вкусопоощрительном и контрастном методах воздействий. Мотивацией будут являться попеременное избегание физических воздействий, направленных на поиск нужного поведения собаки и лакомство, подкрепляющее правильные действия собаки. Но навыки бывают не стойкими. Любой сильный раздражитель может отвлечь собаку от выполнения работы и надолго вывести ее из равновесия рефлекторной деятельности.
СОБАКА С ПРЕОБЛАДАНИЕМ РЕАКЦИИ ПРИВЯЗАННОСТИ. После привязи к фиксатору, собака устремляется в сторону владельца. Рвется к нему, постоянно смотрит в сторону его укрытия. При выходе помощников №2 и №3, реагирует на их действия (реакции могут быть различными), но после их ухода быстро переключается на ожидание владельца и снова смотрит в сторону его укрытия. Пищу, поедает охотно в присутствии владельца, а при его уходе, прекращает есть и внимательно следит за его действиями.
Это сложные рефлексы переплетённые с сильными эмоциями. Проявляются в виде доверия, ласки, нежности, ожидания, подражания, послушания, радости, защиты человека или другого животного. Реакция привязанности, это контакт с владельцем, который строится с первых минут встречи и на протяжении всей жизни. Реакция привязанности может видоизменяться, становится сильнее или слабее в зависимости от условий жизни, от отношения человека к собаке. Без реакции привязанности невозможно обучение собаки и использование ее для выполнения той или иной работы. Такое поведение проявляется у собак имеющих хороший контакт с владельцем, выработанный грамотным выращиванием и воспитанием.
Способ обучения такой собаки строится в основном на контрастном методе воздействий, но в основе обучения используются игра и игровые предметы. Мотивацией будут являться общение с владельцем в любой форме, положительное эмоциональное состояние от взаимодействия с владельцем во время игры.
НО!
Внимательный и чуткий владелец собаки и без применения теста вполне может выявить преобладающую реакцию поведения у щенка с 2х до 8ми месяцев в процессе совместной жизни и построить на основании своих наблюдений правильную программу воспитания, необходимой корректировки и дальнейшего обучения.
Так щенок с доминантным пищевым поведением постоянно присутствует в кухне во время приготовления пищи, следит и немедленно подбирает любой упавший на пол кусочек. Во время кормления ест быстро, не отвлекается на посторонние звуки или движения других членов стаи. Съев свою порцию, стремится есть из мисок других собак. Взгляд постоянно голодный, просящий. Щенок с доминантным активно-оборонительным поведением ведет себя уверенно и раскрепощенно в любой обстановке. На новые звуки, явления, людей , предметы проявляет сильное, но короткое любопытство. Двигается только вперед к этому новому или непонятному явлению, старается исследовать обонянием, потрогать лапой, попробовать на зуб. На сложные или болевые воздействия проявляет активную защитную реакцию с нападением на причиняющий боль раздражитель. При кормлении может отвлекаться на различные раздражители, но не надолго и при определении, что это не опасно, продолжает есть. Часто у такого щенка очень выражено игровое поведение, он готов играть везде и всегда и даже если нет соратника по играм, то будет играть сам с собой подкидывая и ловя игрушку.
Щенок с врожденным доминантным пассивно-оборонительным поведением обычно не уверен в себе, прежде чем исследовать новое явление или человека, такой щенок будет осторожничать, исследовать сначала из далека, приближаться к новому явлению не прямо, а как бы боком или обойдя его сзади. При кормлении отвлекается от еды, если услышит звуки, шорохи, но не идет в их направлении для исследования, а только смотрит и если явление его пугает, то может начать лаять. Вновь к еде приступает осторожно, оглядываясь в сторону раздражителя. На сложные или болевые воздействия пищит, старается избежать этого убеганием. Играет только со слабыми соперниками, активность и сила вызывают в таком щенке угнетение.
Щенок с доминантным ориентировочным поведением бывает немного отрешенным от реальных событий. При кормлении любой звук или явление может его надолго отвлечь от еды. Сильных эмоциональных привязанностей к сородичам или человеку не имеет. Не контактен. Самостоятелен и независим. На новые звуки, явления, предметы, людей проявляет любопытство, но не яркое активное, а спокойное, долго и тщательно их изучает, тесного контакта избегает. При этом его трудно отвлечь от этого занятия, пока он сам для себя все не выяснит. На сложные или болевые воздействия проявляет реакцию скорее удивления, чем страха, а при продолжении такого воздействия убегает.
Щенок с доминантным контактным поведением очень любопытен к живым объектам, будь то люди, собаки или другие животные. Очень общительный, уверенный, спокойный. Не агрессивен. При выращивании человеком, ходит за ним по пятам. На прогулках не отходит дальше 1-2 метров. Дома стремится устроить свой отдых в тесном контакте с человеком (на его ногах или под боком). Участвует во всех делах человека от мытья полов до смены постельного белья. Не переносит одиночество. Очень любит любые контактные игры и готов играть до изнеможения. При кормлении не отвлекается, но при условии, что человек-владелец находится рядом. Если человек уходит, то еть прекращает и двигается за человеком. На сложные или болевые воздействия проявляет активную защитную реакцию.

Из всего вышесказанного становится понятным, как ВАЖНО грамотное воспитание щенка. Начиная с 1,5 месячного возраста можно правильным выращиванием и вдумчивым отношением развить необходимое в дальнейшей совместной жизни поведение собаки. Нужные реакции поведения сделать доминантными и использовать их в обучении и тем самым усилить соответствующую мотивацию. Искусственное повышение мотивации любым типом депривации, не только не нужны, но и вредны. Снижение нормального питания, внимания, общения или изоляции (например, содержание в клетке), всего того, что собака любит или ей необходимо в жизни, исключительно с целью повысить мотивацию в работе, заставив тем самым собаку в этом больше нуждаться, является отговоркой для плохого владельца.
Моей идеальной собакой, нарисованной в воображении, является собака, у которой три доминанты поведения — привязанности, активно-оборонительная, пищевая. В мою жизнь приходили очень разные собаки, приходили в разном возрасте от 1,5 месяца до 4х лет, с разной силой нервной системы, с разным индивидуальным грузом проблем поведения и разным отношением к человеку. Но через год совместной жизни, каждая из этих собак становилась похожа на мою воображаемую идеальную собаку, словно близнецы. Да. Для каждой из своих собак я трудилась, вкладывала душу, время, средства. За каждую болела своим сердцем и не скупилась на любовь. Но это стоит того счастья любви, взаимного понимания и уважения, которое получаешь впоследствии и которое кроме собаки наверное никто не может дать!!!!

УДАЧИ вам, в построении фундамента взаимоотношений в обучении собаки!!! Ох уж эта мотивация! В пень ее колоду 🙂 Разве нельзя просто приказать, ведь это собака, должна и обязана делать то, что хозяин скажет! Ан, нет! Посмотрите на себя. Вы точно делаете то, что скажет ваш начальник? И без всякого поощрения? И даже если к этому душа не лежит? А если делаете, то как при этом себя чувствуете? Вот и собака вас, в принципе, не просила ее усыновлять. И уж тем более не затем она с вами живет, чтобы быть рабом! Это вам, владельцу, нужно чтобы собака была управляемой и радостно выполняла ваши требования! Поэтому, дорогие владельцы, будем разбираться в интересе собаки к труду. И чем более интереса вы ей предоставите, тем быстрее будет она обучаться, тем быстрее наладится ваша счастливая жизнь!
У собаки в процессе жизни постоянно возникают потребности в пище, воде, общении с сородичами, общении с владельцем, новой информации, игре, движениях, продолжении рода, отдыхе. Любая потребность сопровождается эмоциональным переживанием, которая регулируют поведение (двигательную активность) собаки. Любому будущему поведению собаки, направленному на удовлетворение потребности, также предшествуют эмоции, которые выражают отношение собаки к способу удовлетворения потребности. МОТИВАЦИЯ – это то, ради чего собака совершает действия!
Выработка навыков возможна только тогда, когда собака физически и эмоционально настроена на определенную деятельность. Между потребностью и мотивацией можно поставить какое угодно поведение и выработать на этой основе навык. Самая главная задача владельца распознать какая из потребностей в данный момент доминирует и подобрать к этой потребности соответствующую мотивацию. При таком грамотном обучении, у собаки возникают только положительные эмоции, направленные на достижение результата, на их основе она обучается и работает весело и стремится к дальнейшему сотрудничеству с владельцем. У такой собаки очень редко бывают срывы нервной системы.
Реакции поведения выражены у всех собак в разной степени силы. Та реакция, которая у собаки проявляется постоянно в сильной степени на специальные раздражители, называется преобладающей — доминантой. Преобладающая реакция может быть использована в обучении собаки как основная и под нее подбирается специальная мотивация.
Для правильного обучения и подбора воздействий на собаку, необходимо выявить доминирующую реакцию поведения путем тестирования. Тестирование проводят для собак, достигших возраста 8 месяцев и старше. Для тестирования выбирают незнакомый собаке участок местности и трех посторонних людей-помощников. Помощников инструктируют об их действиях, последовательности и порядке проведения методики тестирования по выявлению доминанты. Помощник №1 будет руководителем проведения методики, он подает сигналы к выходу всех участников, наблюдает за собакой и записывает поведенческие реакции. Владелец привязывает к фиксатору собаку в голодном состоянии, обязательно до кормления и уходит в указанное место, чтобы собака его не могла видеть. По сигналу руководителя, через 5-10 минут из укрытия выходит помощник №2 , спокойно подходит к собаке, называет кличку, разговаривает с ней, пытается дать лакомство и снова уходит в укрытие. Как только собака успокоилась, из второго укрытия, находящегося в противоположной стороне от первого, выходит помощник №3 с прутом в руке. Помощник №3 создает шорохи, дразнит собаку, быстро направляется к собаке и имитирует нападение, нанося легкие безболезненные удары прутом по телу (бокам) собаки, а затем бегом скрывается в своем укрытии. Когда собака успокоится, выходит владелец, спокойным движением, молча ставит перед собакой миску с едой (примерно 500 гр, лучше использовать натуральный корм, чтобы собака не могла подавиться) и уходит на прежнее место. Как только собака начинает поедать корм, снова выходит помощник №3 имитирует нападение на собаку, делает попытку отобрать миску с едой. После двух попыток возвращается в укрытие. Владелец подходит к собаке и молча стоит около нее. Помощник №3 снова выходит из укрытия и делает уже в присутствии владельца действия имитирующие нападение на собаку и снова пытается отобрать миску с едой.
СОБАКА С ПРЕОБЛАДАНИЕМ ПИЩЕВОЙ РЕАКЦИИ. При даче лакомства помощником №2 ласкается. На дразнящие действия помощника №3, проявляет злобную реакцию. На пищу, данную владельцем, набрасывается и поедает с жадностью, не обращает внимания на повторный выход помощника №3, а при попытке забрать миску либо защищает ее, либо начинает поедать еще быстрее.
Способ обучения собаки строится в основном на вкусопоощрительном методе. Мотивацией будет являться еда (лакомство), которое применяется и как фактор направляющий поведение собаки, и как фактор подкрепляющий правильные действия собаки. Чем более будет голодной собака, тем более сильной будет мотивация. Навыки, связанные с приемом пищи, приобретённые такой собакой, очень быстро формируются и надолго сохраняются, становятся натуральными.
СОБАКА С ПРЕОБЛАДАНИЕМ АКТИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ. При даче лакомства помощником №2, ведет себя уверенно, лакомство с руки не берет. Хвост держит естественно или поднятым. На дразнящие действия помощника №3, проявляет уверенную злобную реакцию и активные попытки схватить его. Пищу, данную владельцем, поедает спокойно. На выход помощника №3 в момент поедания корма, реагирует немедленно, сразу переключается на него и пытается схватить и вести борьбу. После его ухода, к пище возвращается не сразу, смотрит в сторону укрытия помощника №3.
Такое поведение собаки является самым предпочтительным. Формируется при ровном, спокойном обращении владельца с собакой. Правильным выращиванием и воспитанием щенка, особенно от 2 до 6 месяцев. В этот период у щенка необходимо развивать активность всех двигательных реакций, прививать уверенность в себе, не допускать формирования трусости и пассивности. Такая собака мало подвержена срывам нервной системы, очень вынослива и имеет высокую работоспособность.
Способ обучения собаки строится в основном на механическом методе применения воздействий. Мотивацией будет являться избегание физического воздействия, которое направлено на активный поиск правильного поведения собаки. Навыки вырабатываются быстро и надолго удерживаются, обеспечивая безотказность работы собаки.
В тоже время преобладающая чрезмерно злобная реакция поведения присуща собакам с доминантным поведением, имеющих чрезмерно выраженную активно-оборонительную реакцию, вследствие неправильного воспитания щенка без учета его индивидуальной ВНД (высшая нервная деятельность).
СОБАКА С ПРЕОБЛАДАНИЕМ СМЕШЕННОЙ ПИЩЕВОЙ и АКТИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ. На выход помощника №3 в момент поедания корма, активно набрасывается на него и одновременно стремится поедать корм. После его ухода, сразу возвращается к пище, а после того, как съест корм, смотрит в сторону укрытия помощника №3.
Способ обучения строится на контрастном (вкусопоощрительный + механический) методе воздействий. Мотивацией будут являться попеременное избегание физических воздействий, направленных на поиск нужного поведения собаки и лакомство, подкрепляющее правильные действия собаки. Навыки также вырабатываются легко и быстро, прочно удерживаются.
СОБАКА С ПРЕОБЛАДАНИЕМ ПАССИВНО-ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ РЕАКЦИИ. В новой обстановке ведет себя неуверенно, постоянно оглядывается по сторонам. Хвост опущен, иногда загнут к животу. При появлении помощника №2, пытается уйти или ведет себя подобострастно, виляет хвостом, уши прижаты к голове, в глаза помощнику не смотрит. На дразнящие действия помощника №3, отбегает в противоположную сторону или заливается лаем с подвыванием. Пищу, данную владельцем, поедает урывками или вовсе отказывается от корма.
Формируется при грубом отношении, с частыми физическими наказаниями при воспитании и выращивании щенка от 2 до 6 месяцев, а также при жестоком обращении с собакой во время дрессировки и тренировки. Применение сильных, болевых воздействий вырабатывает у собаки вялость поведения, боязливость и пассивность. А при длительном применении таких воздействий собака становится безынициативной, робкой и трусливой. Собака с пассивно-оборонительной реакцией малоподвижна, боится сильных или резких раздражителей, уклоняется от рук, независимо от намерений человека, часто возникает склонность убегать и прятаться.
Способ обучения собаки строится в основном на подражательном методе, методе наталкивания и вкусопоощрительном методе применения воздействий. То есть, только мягкие направляющие воздействия, без причинения неприятных или болевых ощущений, могут позволить такой собаке усваивать новую информацию и обучаться. Мотивацией будут являться положительные эмоции владельца от выполнения собакой необходимых действий и лакомство, подкрепляющее правильные действия собаки. Навыки вырабатываются очень медленно за счет блокировки центров передачи информации постоянным внутренним страхом и зажатостью физической активности. Выработанные с большим трудом навыки плохо удерживаются, не устойчивы. Такая собака имеет низкую работоспособность. Нервная система, все время находясь в напряжение, подвержена частым срывам. Физически собака больше других подвержена различным заболеваниям.
Если пассивная реакция поведения переходит в явную боязливость и трусость (при выходе помощника №3 собака в панике рвется с привязи, чтобы убежать или прижимается к земле), то такая собака подлежит служебной выбраковке. В домашней совместной жизни владельца с поведением такой собакой ждет много сложностей — невозможность полноценно общаться, выгуливать без поводка, посещать различные мероприятия.
СОБАКА С ПРЕОБЛАДАНИЕМ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ РЕАКЦИИ. На новой местности обнюхивает землю, предметы, оглядывается по сторонам, прислушивается к звукам. При приближении помощника №2, тянется вперед, принюхивается, предложенное лакомство ест не сразу. На дразнящие действия помощника №3, активно-оборонительной реакции не проявляет, равно как не проявляет неуверенности и трусости.
Ориентировочная реакция поведения обычно предшествует другим реакциям, которые ее быстро сменяют. Проявляется в виде ориентировочно-установочного рефлекса «Что такое?», но впоследствии эта реакция поведения должна замещаться тем или иным действием. Но при преобладании ориентировочной реакции, она протекает застойно проявленными исследовательскими рефлексами долгого обнюхивания, прислушивания, облизывания и т.д., с отключением других реакций поведения, то есть доминирует над другими.
Способ обучения такой собаки строится в основном на вкусопоощрительном и контрастном методах воздействий. Мотивацией будут являться попеременное избегание физических воздействий, направленных на поиск нужного поведения собаки и лакомство, подкрепляющее правильные действия собаки. Но навыки бывают не стойкими. Любой сильный раздражитель может отвлечь собаку от выполнения работы и надолго вывести ее из равновесия рефлекторной деятельности.
СОБАКА С ПРЕОБЛАДАНИЕМ РЕАКЦИИ ПРИВЯЗАННОСТИ. После привязи к фиксатору, собака устремляется в сторону владельца. Рвется к нему, постоянно смотрит в сторону его укрытия. При выходе помощников №2 и №3, реагирует на их действия (реакции могут быть различными), но после их ухода быстро переключается на ожидание владельца и снова смотрит в сторону его укрытия. Пищу, поедает охотно в присутствии владельца, а при его уходе, прекращает есть и внимательно следит за его действиями.
Это сложные рефлексы переплетённые с сильными эмоциями. Проявляются в виде доверия, ласки, нежности, ожидания, подражания, послушания, радости, защиты человека или другого животного. Реакция привязанности, это контакт с владельцем, который строится с первых минут встречи и на протяжении всей жизни. Реакция привязанности может видоизменяться, становится сильнее или слабее в зависимости от условий жизни, от отношения человека к собаке. Без реакции привязанности невозможно обучение собаки и использование ее для выполнения той или иной работы. Такое поведение проявляется у собак имеющих хороший контакт с владельцем, выработанный грамотным выращиванием и воспитанием.
Способ обучения такой собаки строится в основном на контрастном методе воздействий, но в основе обучения используются игра и игровые предметы. Мотивацией будут являться общение с владельцем в любой форме, положительное эмоциональное состояние от взаимодействия с владельцем во время игры.
НО!
Внимательный и чуткий владелец собаки и без применения теста вполне может выявить преобладающую реакцию поведения у щенка с 2х до 8ми месяцев в процессе совместной жизни и построить на основании своих наблюдений правильную программу воспитания, необходимой корректировки и дальнейшего обучения.
Так щенок с доминантным пищевым поведением постоянно присутствует в кухне во время приготовления пищи, следит и немедленно подбирает любой упавший на пол кусочек. Во время кормления ест быстро, не отвлекается на посторонние звуки или движения других членов стаи. Съев свою порцию, стремится есть из мисок других собак. Взгляд постоянно голодный, просящий. Щенок с доминантным активно-оборонительным поведением ведет себя уверенно и раскрепощенно в любой обстановке. На новые звуки, явления, людей , предметы проявляет сильное, но короткое любопытство. Двигается только вперед к этому новому или непонятному явлению, старается исследовать обонянием, потрогать лапой, попробовать на зуб. На сложные или болевые воздействия проявляет активную защитную реакцию с нападением на причиняющий боль раздражитель. При кормлении может отвлекаться на различные раздражители, но не надолго и при определении, что это не опасно, продолжает есть. Часто у такого щенка очень выражено игровое поведение, он готов играть везде и всегда и даже если нет соратника по играм, то будет играть сам с собой подкидывая и ловя игрушку.
Щенок с врожденным доминантным пассивно-оборонительным поведением обычно не уверен в себе, прежде чем исследовать новое явление или человека, такой щенок будет осторожничать, исследовать сначала из далека, приближаться к новому явлению не прямо, а как бы боком или обойдя его сзади. При кормлении отвлекается от еды, если услышит звуки, шорохи, но не идет в их направлении для исследования, а только смотрит и если явление его пугает, то может начать лаять. Вновь к еде приступает осторожно, оглядываясь в сторону раздражителя. На сложные или болевые воздействия пищит, старается избежать этого убеганием. Играет только со слабыми соперниками, активность и сила вызывают в таком щенке угнетение.
Щенок с доминантным ориентировочным поведением бывает немного отрешенным от реальных событий. При кормлении любой звук или явление может его надолго отвлечь от еды. Сильных эмоциональных привязанностей к сородичам или человеку не имеет. Не контактен. Самостоятелен и независим. На новые звуки, явления, предметы, людей проявляет любопытство, но не яркое активное, а спокойное, долго и тщательно их изучает, тесного контакта избегает. При этом его трудно отвлечь от этого занятия, пока он сам для себя все не выяснит. На сложные или болевые воздействия проявляет реакцию скорее удивления, чем страха, а при продолжении такого воздействия убегает.
Щенок с доминантным контактным поведением очень любопытен к живым объектам, будь то люди, собаки или другие животные. Очень общительный, уверенный, спокойный. Не агрессивен. При выращивании человеком, ходит за ним по пятам. На прогулках не отходит дальше 1-2 метров. Дома стремится устроить свой отдых в тесном контакте с человеком (на его ногах или под боком). Участвует во всех делах человека от мытья полов до смены постельного белья. Не переносит одиночество. Очень любит любые контактные игры и готов играть до изнеможения. При кормлении не отвлекается, но при условии, что человек-владелец находится рядом. Если человек уходит, то еть прекращает и двигается за человеком. На сложные или болевые воздействия проявляет активную защитную реакцию.

Из всего вышесказанного становится понятным, как ВАЖНО грамотное воспитание щенка. Начиная с 1,5 месячного возраста можно правильным выращиванием и вдумчивым отношением развить необходимое в дальнейшей совместной жизни поведение собаки. Нужные реакции поведения сделать доминантными и использовать их в обучении и тем самым усилить соответствующую мотивацию. Искусственное повышение мотивации любым типом депривации, не только не нужны, но и вредны. Снижение нормального питания, внимания, общения или изоляции (например, содержание в клетке), всего того, что собака любит или ей необходимо в жизни, исключительно с целью повысить мотивацию в работе, заставив тем самым собаку в этом больше нуждаться, является отговоркой для плохого владельца.
Моей идеальной собакой, нарисованной в воображении, является собака, у которой три доминанты поведения — привязанности, активно-оборонительная, пищевая. В мою жизнь приходили очень разные собаки, приходили в разном возрасте от 1,5 месяца до 4х лет, с разной силой нервной системы, с разным индивидуальным грузом проблем поведения и разным отношением к человеку. Но через год совместной жизни, каждая из этих собак становилась похожа на мою воображаемую идеальную собаку, словно близнецы. Да. Для каждой из своих собак я трудилась, вкладывала душу, время, средства. За каждую болела своим сердцем и не скупилась на любовь. Но это стоит того счастья любви, взаимного понимания и уважения, которое получаешь впоследствии и которое кроме собаки наверное никто не может дать!!!!

УДАЧИ вам, в построении фундамента взаимоотношений в обучении собаки!!!

Ольга Христофорова