germanpinschers@mail.ru 89038363459

Как? Так! Правильность показа команд собаке.

КАК ?? ТАК !! 🙂
Однажды ко мне пришел владелец собаки и спросил «как научить собаку правильно ходить рядом?» Я 40 минут подробно рассказывала ему все этапы обучения собаки этому навыку. А потом вдруг поняла, что человек очень старается понять, что именно я говорю профессиональным языком, у него явно не стыкуются в голове термины и образы. Слово «дрессировка» ассоциируется с цирком, слово «рефлексы» вообще кажется каким-то медицинским, а слова «применить механический раздражитель и техника воздействия» вызывают в его сознании образы дыбы, клещей для вырывания когтей и разнообразных пыток 🙂 И тогда я поняла, почему люди неправильно обучают свою собаку и после нескольких попыток бросают это занятие. Когда человек не понимает сути того, что он делает, то нет подкрепления полученным результатом, нет уверенности в успехе, нет заинтересованности в продолжении дела. Главное, нет радости от взаимного общения с собакой, а значит нет и мотивации. Это было много лет назад. После того случая я пересмотрела свой лексикон и постаралась заменить все профессиональные термины на более доступный для обычного человека язык. И пусть термины «условный рефлекс» и «навык» имеют разное значение у профессионалов, но главное для меня, чтобы обычный человек понимал собаку и радовался достигнутым общим успехам в работе с собакой.
Лучше самого владельца никто и никогда не обучит его собаку. Потому что, в процессе обучения происходит тесный контакт на ментальном уровне, обмен энергетикой через прикосновения и эмоции, устанавливаются не только правильные иерархические отношения, но через взаимное понимание отношения становятся родными. Собака в совместном обучении начинает понимать своего владельца с полуслова, с полувзгляда и готова ради него на все.
Нет никакой разницы, для какого вида деятельности вы готовите свою собаку. Это не обязательно могут быть нормативные дрессировки, типа ОКД, ЗКС или IPO. Любая совместная деятельность с собакой требует ее обучения – выставки, прогулки, развлечения, да и просто совместное проживание. Чтобы правильно обучать собаку необходимо понимать владельцу, как это делать и как это понимает собака.
Итак….. базовые основы обучения любому навыку строятся из следующих кирпичиков:

   1. КАК ПОНИМАЕТ СОБАКА? Собака очень похожа на нас, людей. Она умеет мыслить и рассуждать. Своеобразный ум собаки проявляется в способности использовать прежний опыт в самой различной обстановке, быстро перестраивать и приспосабливать свое поведение к новым условиям, в четкости действий при выполнении сложной работы по сигналам владельца. А.А.Крушинский доказал, что собаки могут приобретать навыки и принимать самостоятельные решения. Но мышление собаки резко ограниченно, она способна постигнуть лишь то, что непосредственно в данный отрезок времени может увидеть, понюхать, услышать. Только это позволяет ей по виду, запаху, звуку, температуре, вкусу и прочим проявлениям устанавливать связь между предметами и явлениями во времени и пространстве, получить жизненный опыт. Предвидение элементарных событий близкого будущего заложено в самой характеристике ответных реакций. Собака, по малейшим нюансам, улавливает и предвидит благоприятные и неблагоприятные обстоятельства от того или иного явления и внутренне подготавливается к встрече с ними. Но собака не может, в силу своих особенностей функционирования мозга, планировать. Собака не может, как человек, сказать себе «послезавтра я поеду в лес погулять! ах, нет! послезавтра у меня тренировка с хозяином. Ну, тогда поеду в субботу». Собака способна только связать прошлое с настоящим. Но не более! Любое поведение собаки в настоящем сопровождается эмоциями из прошлого опыта, но вместе с тем и новый опыт, который собака получает в настоящий момент времени, так же окрашивается новыми эмоциями. Эти новые эмоции берут свое начало в инстинктивном отношении к происходящему, сравниваются с эмоциями прошлого опыта и видоизменяются под действием эмоционального переживания настоящего. Изменение поведения и подстраивание его к новым обстоятельствам может происходить у собаки только через комплекс факторов. Собака должна сначала оценить спектром чувств (увидеть, услышать, обнюхать) новое явление. Затем это явление должно оказать приятное или неприятное воздействие на организм собаки и только потом собака примет решение, как под него подстроить свое поведение – изменить позу, двигаться к нему, двигаться от него и т.д. После этого в голове собаки происходит анализ полученного опыта, который закрепляется эмоциональным отношением к этому новому явлению. Повторная встреча с этим явлением произойдет уже по новой полученной схеме, которую собака определит для себя, но детали поведения собаки будут еще какое-то время шлифоваться физическими и эмоциональными ощущениями до полного совершенства, влекущее за собой комфортное существование. Таким образом, собака усвоит эту информацию, запомнит самый быстрый и самый результативный вариант поведения. И в будущем на определенный внешний сигнал будет проявлять определенное физическое действие до тех пор, пока в это трио сигнал-воздействие-комфорт не внесутся изменения посторонними внешними или внутренними факторами.

2. КАК ПРИМЕНЯТЬ СИГНАЛ? К сожалению, а может быть к счастью, собака смысла наших слов не понимает. Собака от человека слышит звук, окрашенный той или иной эмоциональной интонацией. Один и тот же звук, с одной и той же интонацией, с одним и тем же тембром голоса, часто употребляемый человеком, становится для собаки сигналом (командой). Человек, командуя собаке «сидеть!», в принципе разговаривает сам с собой, несмотря на то, что обученная собака действительно садиться. Но навык посадки можно выработать и на команду «елка!», собака совершенно так же будет садиться. Ей все равно, какой именно звук она слышит, главное, чтобы этот звук всегда был одинаковым и требовал от нее одного физического действия. Причем, тот же самый сигнал (команда) поданный другим человеком, собака понимает как НОВЫЙ сигнал. То есть, стоит поменять интонацию, тембр голоса, высоту голоса или эмоциональную окраску, то сигнал (команда) для собаки сразу становится новым явлением. И все раннее выработанные на команду ответные двигательные реакции перестают выполняться собакой, теряют свою прямую связь. На каждый, даже похожий, но отличающийся нюансами сигнал, собаку надо обучать выполнять необходимые действия! Более того, на разные звуковые сигналы, можно обучить собаку выполнять одно и тоже действие. Например, собаку можно научить садиться на несколько звуковых сигналов «сидеть», «сядь», «посиди», «елка». Но никогда нельзя добиться от собаки разных физических действий на совершенно одинаковый сигнал. Например, никогда собака не сможет понять, что по сигналу, совершенно идентичному начальному обучающему, необходимо сесть, лечь, пройтись по следу, а потом еще и задержать нарушителя границы 🙂 Общий сигнал для выполнения разных действий воспринимается собакой, эмоционально подготавливая ее к комплексной работе. Например, если перед обучением или тренировкой каждый раз говорить собаке «будем работать», то собака будет настраиваться на длительную работу с выполнением различных действий. Но каждое отдельное действие в общей комплексной работе, все равно будет идентифицироваться собакой по индивидуальному сигналу.
Сигналом (командой) к выполнению определенного действия собаки может служить не только звуковая команда. Таким сигналом может быть жест. Например, на поднятую вверх руку можно обучить собаку садится, а на вытянутую вперед руку – двигаться вперед по прямой линии. Сигналом может служить и тактильное прикосновение. Например, можно научить собаку по прикосновению коленом к ее лопатке нападать на противника. В качестве сигнала может использоваться даже предмет. Например, мяч в руке может стать сигналом к преодолению комплекса препятствий, а ринговка стать сигналом к движению рысью синхронно с владельцем.
Любой сигнал (команда) к выполнению определенного действия, должен выделяться из общего фона разговорной речи или общих движений. Сигнал должен быть четким, понятным, всегда однотипным. Если это звуковой сигнал, то каждый его звук должен проговариваться, достаточно громко, нормальным естественным тембром голоса, в эмоциональной окраске приказа.
Каким бы ни был сигнал – звуковым, жестовым, тактильным или предметным, он всегда подается первым!!! И только потом по сигналу можно требовать от собаки выполнения того или иного действия.

3. КАК ПРИМЕНЯТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ? Именно воздействия физического плана руководят поведением собаки и вынуждают ее изменять и подстраивать свое поведение под новые требования жизни. Воздействия могут быть: тактильными или пищевыми. Тактильные воздействия, это воздействия, которые мы применяем к телу собаки руками или посредством вспомогательных предметов – ошейник, поводок и т.д. При применении физического тактильного воздействия площадь соприкосновения с телом собаки должна быть маленькой, оно должно вызывать неприятное ощущение, но не боль и применяться по активным точкам нервных центров тела собаки достаточно резко, быстро, кратковременно. Задача такого воздействия направить движение тела собаки в нужную сторону или принять нужную позу. То есть мы применяем неприятное воздействие, а собака избегая его, выполняет то, что нам необходимо. Нельзя применять воздействия большой площадью к телу собаки, так как в этом случае, происходит напряжение сразу нескольких нервных центров и тем самым увеличивается время отбора собакой нужных. Обучение собаки затягивается, у нее возникают неприятные эмоции от усталости, от отсутствия удовлетворения нахождением правильного решения!!!
Любое физическое воздействие должно применяться строго после сигнала (команды) через 1-2 секунды. То есть почти одновременно. Поэтому владелец, обучающий свою собаку, должен заранее знать какое воздействие он применит и применять его немедленно после сигнала. Не дожидаясь от собаки самостоятельного ответного действия на сигнал, не лелея мечту о понимании собакой смысла команды. Если владелец не успел применить нужное воздействие к нужному сигналу, потому что собака УЖЕ выполнила нужное действие, то это говорит о том, что обучение идет успешно. В этом случае можно считать, что у собаки образовалась связь в нервной системе между чувствительным органом (слухом) и нервным центром связанному с деятельностью определенных мышц. Собака услышала сигнал ушами, а мышцы самостоятельно отреагировали сокращением. Между этими составляющими образовался нервный путь передачи и собака на команду «сидеть!» села.
Физическое воздействие всегда направлено на уход собаки от него. А значит, в обучении собаки, надо предусматривать с какой стороны в отношении тела собаки его применить. Например, собака сидит рядом с левой ногой, но сидит неровно, а чуть наискось. Круп собаки находится при этом плотно к нашей ноге, а плечо собаки и передние лапы левее относительно средней линии. Значит, физическое воздействие мы должны применить со стороны левой лопатки собаки, это может быть легкий резкий хлопок или щипок, чтобы собака, уходя от него, передвинула переднюю часть тела ближе к нашей левой ноге и выровняла корпус по своей средней линии параллельно нашей воображаемой средней линии.
Физическое воздействие никогда не должно применяться с постепенным натяжением. Собака будет не уходить от него, а наоборот, пытаться противостоять ему. Например, если мы ту же собаку, которая сидит у левой ноги наискось, будем притягивать ладонью к своей ноге, то собака будет сопротивляться такому воздействию, она будет наваливаться на нашу ладонь тем сильнее, чем сильнее мы будем притягивать. Такое неправильное применение физического воздействия очень часто наблюдается при обучении собаки движению по команде «рядом!». Владелец вместо того, чтобы выполнить один или несколько подряд рывковых резких движений поводком и ошейником, начинает притягивать собаку к ноге, а собака, сопротивляясь все больше и больше, ложится на ошейник и пытается уйти от ноги. Аналогичная ситуация возникает и при подготовке собаки к выставке, когда хендлер стремится поднять голову собаки вверх при помощи ринговки путем ее максимального натяжения, а собака при этом прикладывает все усилия на сопротивление натяжению и все больше опускает голову вниз.
Лучше всего, для обучения навыкам, помогать собаке понять суть требований владельца одновременно применяя воздействия физическое и пищевое (лакомство), находящимся в другой руке.
Пищевое воздействие для обучения применяется в качестве направляющего действия собаки в нужное нам русло. Обычно пищевое воздействие служит вспомогательным при применении физического воздействия. Как самостоятельное воздействие используется только в обучении щенков, взрослых собак с ярким доминирующим пищевым поведением, в обучении собак с выраженной пассивно-оборонительной реакцией или слабой нервной системой. После подачи сигнала (команды) владелец показывает собаке лакомство, но не отдавая его собаке, должен направляющими воздействиями добиться от собаки выполнения нужного действия. И только после этого отдать лакомство собаке. Далеко не всем навыкам можно обучить собаку применяя только лакомство, в любом случае, необходимо будет применять, хоть и в мягкой форме, физические воздействия слабого действия, имеющие по сути, только направляющий характер.
Эмоциональное воздействие для обучения собаки также носит вспомогательный характер. Но применять его следует всегда, независимо от выбранной методики.

4. КАК ПРИМЕНЯТЬ ПООЩРЕНИЕ? Вот ради чего все мы живем на свете? Ради того, чтобы получить определенный комфорт! Да, да, ради удовлетворения своих потребностей и получения от этого радости Собака не исключение из правил существ с высшей нервной деятельностью. Собака стремится получить прежде всего радость, эмоциональную радость!!! Поэтому любое обучение собаки, в котором определённое наше требование (команда) были завершены правильным действием собаки, должны награждаться!!! Награда прежде всего должна быть сильно окрашена эмоционально. Как только собака выполнила то, что мы от нее требовали, должна прозвучать похвала «Хорошо!», «Браво!», «Молодец!». При этом очень важно радоваться самому владельцу за успех собаки и проявлять эту радость улыбкой. Даже если этот успех является пока только намеком на тот навык, который вы запланировали! Постепенно, когда собака поймет разницу в вашем эмоциональном состоянии при ее успехах и не успехах, вы сможете используя только эмоциональные волны, отбирать все более правильное, все более устойчивое поведение. То есть закреплять и шлифовать навык! Но…. в начале обучения новому навыку, вы также должны объяснить собаке ваши радостные эмоции на физическом уровне. Для этого ваши радостные эмоции должны быть связаны с физическим приятным ощущением собаки.      Как только собака выполнила нужное действие по вашей команде, необходимо не только эмоционально радостно ее похвалить, но и подкрепить вашу радость лакомством, тактильным прикосновением (оглаживанием, ласковым похлопыванием). Поощрение собаки должно применяться через 1-2 секунды после правильного выполнения вашего требования, то есть почти сразу. Когда у вас наладится взаимопонимание, тогда уже можно будет постепенно отказаться от лакомства и оглаживания за каждое правильное действие собаки, а применять физическое поощрение только за целый комплекс правильных действий собаки.

5. ПОДВЕДЕМ ИТОГИ !!!
1) нарисуйте в своей голове идеальную картинку навыка, который должен быть в конечном результате;
2) проработайте в своей голове каждое свое движение, которым вы будете направлять собаку к выполнению команды;
3) разбейте целый готовый навык на этапы (сначала учим просто садиться, потом садится ровно подобрав задние ноги, потом садится ровно по оси к вам в зависимости от требований спереди или рядом с ногой);
4) продумайте собственные действия, которые вы будете применять к собаке для достижения цели;
5) поучитесь перед зеркалом в закрытой ванной комнате физически проявлять разные собственные эмоции при подаче команд и поощрении. Запомните мышцами лица то, что вы должны при этом чувствовать;
6) начинайте обучение с самого простого односложного действия. Следите за усвоением собакой информации. К следующему этапу части целого навыка приступайте только тогда, когда вы не будете успевать применить физическое корректирующее воздействие. То есть только тогда, когда вам останется только хвалить за правильность выполнения;
7) любите свою собаку, понимайте ее, предъявляйте только те требования, которые собака способна понять. Постарайтесь научиться видеть и понимать наш мир как собака, тогда вам будет легче научиться правильно объяснять ваши требования к ее поведению.

Семь правил для стайного счастья!!!
Удачи!!!

 Ольга Христофорова

1. Воздействие на нервные центры при посадке из положения стоять

Дрессировка пинчера

2. Воздействие на нервные центры при посадке из положения стоятьДрессировка пинчера

3. Воздействие на нервные центры при посадке из положения стоять

Дрессировка пинчера

4. НЕправильно применяемое воздействие на нервные центры припосадке из положения стоять

Дрессировка пинчера

11. Воздействие на нервные центры при укладке из положения сидеть

Дрессировка пинчера

12. Воздействие на нервные центры при укладке из положения сидеть

Дрессировка пинчера

13. Воздействие на нервные центры при укладке из положения сидеть

Дрессировка пинчера

14. Воздействие на нервные центры при укладке из положения сидеть

Дрессировка пинчера

21. Воздействие на нервные центры при укладке из положения стоять

Дрессировка пинчера

22. Воздействие на нервные центры при укладке из положения стоять

Дрессировка пинчера

23. Воздействие на нервные центры при укладке из положения стоять

Дрессировка пинчера

31. Воздействие на нервные центры при поставе из положения сидеть

Дрессировка пинчера

32. Воздействие на нервные центры при поставе из положения сидеть

Дрессировка пинчера

41. Воздействие на нервные центры при поставе из положения лежать

Дрессировка пинчера

42. Воздействие на нервные центры при поставе из положения лежать

Дрессировка пинчера

51. Правильно застегнутый ошейник для применения воздействий в обучении

Дрессировка пинчера

52. Правильно применяемое воздействие малой площадью со стороны противоположной нужному действию

Дрессировка пинчера

53. Правильно применяемое воздействие малой площадью со стороны противоположной нужному действию

Дрессировка пинчера

54. НЕравильно применяемое воздействие большой площадью

Дрессировка пинчера